четверг, 19 декабря 2013 г.

Дети и деньги


Кажется, заканчивается время, когда слово "деньги" произносилось с понижением голоса, будто нечто неприличное. Хотя и сегодня быть богатым в нашей стране означает непременно быть нечестным, высокомерным и толстокожим. Конечно, никто из нынешних взрослых в детстве и не помышлял о заработке и не играл в "Монополию", как их ровесники в других странах. Вместо этого они изучали национализацию заводов и фабрик, собирали никому не нужный металлолом и получали одинаковое бесплатное образование.

А потом все изменилось, и деньги вдруг из обыкновенной зарплаты превратились в нечто большее. Ими стали гордиться, ради них стали убивать, они разлучили друзей и супругов. Их отсутствие теперь превратилось в кошмар.

Но самое главное - появившиеся и даже слегка подросшие к этому моменту дети потребовали от родителей четко выраженного отношения к деньгам. Ведь, согласитесь, странно, когда реклама вокруг призывает покупать и покупать, стало быть, намекает, на то, что нужно обладать деньгами - а родители с гневом отвергают все разговоры о богатстве, напирая на свое необеспеченное прошлое. Или наоборот, истерически бросаются "баксами" налево и направо.

Именно в последние несколько лет дети оказались между двух огней: с одной стороны у них родители, которые сами не могут понять, как относиться к деньгам, а с другой - современная жизнь, где деньги являются культом.

Эта проблема характерна не только для тех, кто не смог, как теперь говорят, вписаться в рынок. Успешные в экономическом плане родители часто имеют еще большие трудности в воспитании своих обеспеченных детей. И это тоже связано с общими настроениями: богатый - значит плохой.


Что такое деньги?

Ну, конечно же , это не просто бумажки и монетки. Деньги - это мера, определяющая статус и реальную социальную значимость человека. Если он делает нечто, востребованное обществом - его деятельность оценивается деньгами. Значит, рубли и доллары регулируют нашу жизнь, поощряя собой то, что совпадает с потребностями. Но было бы слишком просто, если бы на этом и закончилось значение денег. С течением времени деньги стали еще и философским понятием. Они - самооценка, средство самовоспитания и самодисциплины, критерий отношения к жизни и чувство приближения к личной свободе. Но еще и то, что порождает страшную зависть, злость, агрессию.

"Если вы мечтаете лишь о деньгах, вы лишь их и получите", - сказано в одном мудром изречении. И действительно, если деньги нужны для того, чтобы стать богатым, они приводят в тупик. Но если они символизируют движение и стремление, то их количество становится показателем развития личности, ее роста и взросления.

Конечно, во все времена жили и будут жить люди, которые сознательно или интуитивно "выпрыгивают" из системы денежной оценки труда (в которой мы существуем). Живописец догадывается, что его картина может быть по-настоящему оценена через много лет после его смерти - и все равно пишет картину. Ученый выполняет исследование, которое пока не понято, а потому не оценено - но ему хочется заниматься именно этим. Множество людей живут так, как им интересно, как им приятно, и ради этого они идут на отсутствие денег. И ведь нельзя уверенно сказать, что они теряют больше, чем приобретают, не правда ли?


Стыдно ли быть бедным?

В нашей стране в результате экономических катаклизмов сформировалась совершенно особенный класс людей. Они хорошо образованы, имеют в собственности квартиры, помнят о беспечной жизни и ни в какую не могут признать себя бедными. Ведь не голодают (правда, экономят на овощах и фруктах), не ходят раздетыми (но покупают исключительно низкосортную одежду). Дети учатся в бесплатных школах, работа если и есть, то платят за нее копейки. Нет накоплений, нет перспектив новой работы, а главное - нет надежды на себя.

Этот класс наших современников, по разным подсчетам, составляет от половины до двух третей населения России. И на самом деле они, конечно, бедные.

Те, кто постарше, склонны свою необеспеченность выставлять напоказ, жаловаться, требовать помощи от государства. Так их приучили в свое время.

Но дети, подростки воспринимают ситуацию совершенно иначе. Разлад между социальным (образование, круг общения) и материальным уровнем жизни родителей - для них очевиден и страшно угнетает.

Психологи говорят, что появилось целое поколение детей, которые не видели ничего, кроме кризиса, поэтому переходная экономика стала для них точкой отсчета. И легкий, стремительный скачок из бедности в богатство для них - явление совершенно реальное и доступное. В то же время они очень быстро усваивают и другие особенности этого времени: придание деньгам статуса, им не свойственного. Например, разрешения быть неэтичным, не уважать старших, решать с их помощью личностные проблемы и так далее.

Первоклассник, которого обидел старший мальчик, за сто рублей "нанял" двух третьеклассников проучить обидчика. Сделка состоялась, хулиган был избит. Двенадцатилетний школьник попросил денежную компенсацию "за моральный ущерб", когда его публично оскорбил одноклассник. Получив деньги, был очень доволен сделкой.

Подобные случаи приводят взрослых в растерянность. Часто они пытаются реагировать пафосными выражениями типа "деньги - грязь", но это оказывается неэффективным. Остается лишь одно - обучать ежедневной, кропотливой работе разума, находить деньгам именно ту роль в жизни, которая будет помогать, а не препятствовать развитию.

В одной очень дорогой частной школе на уроке музыки изучали биографию знаменитого композитора. Оказалось, что гений умер в нищете, потому что при жизни никто не покупал его произведения. "И зачем тогда нужно было так трудиться, - удивились дети, - если он был так несчастлив?". На это учительница музыки стала говорить о себе, о том, что она тоже пишет музыку, любима своими учениками - и это делает ее счастливой. А другой жизни ей не надо, пусть даже денег могло бы быть больше.

Вопрос о том, стыдиться ли бедности, не только наш, российский. В Америке психологи отмечают, что многие родители внушают детям мысль о невозможности стать богатым. "Мои родители говорили, что существует секрет зарабатывания денег, но в нашей семье его никто не знает. Только другие способны делать деньги, а мы - нет", - это одно из напутствий, которые, по мнению исследовательницы А. Мэттьюз, откладываются в сознании на всю жизнь. Вот еще несколько "полезных" мыслей: "Моя мама говорила, что только бедняки попадают в рай", "Мой отец считал, что разбогатеть можно только нечестным путем"…

Знакомые мотивы, правда? Именно из-за них, считают психологи, многие люди вырастают в уверенности, что они не заслуживают больших денег. И не получают их никогда.

Выходит, что главное - это не то, сколько денег у родителей и как живет семья. А то, какими глазами ребенок смотрит в будущее. Если он уверен в себе, умеет адаптироваться к ситуации, эмоционально развит и не боится падать, то он хорошо себя чувствует в обществе. Он может спокойно пережить как отсутствие денег, так и большое их количество, сумеет копить и тратить разумно и осмысленно.


Зачем олигарху "Жигули"?

Разными способами некоторая часть наших современников стала богатыми людьми. Не будем вдаваться в подробности каждого из путей. Скажем только, что мало кому свалилось на голову наследство дядюшки-миллионера. По той простой причине, что не было в нашей стране до сих пор таких дядюшек (разве что члены ЦК КПСС, но сколько их там было…). Кто-то вовремя сообразил, на чем можно сделать капитал и вовремя захватил рынок, кто-то наконец использовал ненужные до сих пор предпринимательские таланты. А кто-то просто много работал, соединив гибкость ума, амбициозность и огромный труд.

Неожиданно и быстро появившиеся богатые получили огромную порцию народного гнева. Пеной этого большого чувства стали анекдоты про новых русских. Часть тех черт, которые высмеивались в этих анекдотах, действительно присуща людям, которые впервые в жизни получили доступ к большим деньгам. Это и демонстративность, и желание "переплюнуть" соседа, и страх все потерять в один миг. (Кстати, подобные страхи, высказанные вслух при детях, могут превратиться в самые настоящие фобии. Один мальчик по ночам боялся спать, потому что его родители все время говорили: "Однажды утром мы можем проснуться нищими".)

Однако с каждым поколением ситуация меняется. Очевидно, наша страна движется по тому же пути, что и Запад. А там сегодня не очень прилично демонстрировать свое богатство. И вот уже у нас появляется первое поколение детей богатых родителей. Они немножко, но другие. Для них деньги являются привычной средой, не целью, к которой надо стремиться всеми силами, а средством. Их отдают в хорошие школы, часто отправляют за границу, они в полной мере испытывают на себе всю "прелесть" отношения соотечественников к деньгам вообще и к их обладателям в частности.

Однажды топ-менеджер крупной фирмы, устав оправдываться за то, что у его ребенка есть все, что он пожелает, сказал: "Да, я создал ему условия для свободного выбора. Это не пуховая перинка, а отсутствие стен. Разве это может избаловать?".

Вопреки всеобщему мнению, обеспеченные дети часто более чувствительны, ранимы и временами даже стесняются денег своих родителей. Это явление возникло недавно. Директор частной гуманитарной школы рассказывает, как один из ее учеников, которого привозили на роскошной машине с охранником, буквально заставил папу-олигарха купить "Жигули" и отныне приезжал лишь на них. Ему показалось, что одноклассники смотрели насмешливо…

Конечно, есть бизнесмены, которые охотно вкладываются в дело, но не задумываются о действительно хорошем образовании своих детей. Но большинство, пусть даже самых карикатурных новых русских, где-то на задворках сознания понимают, что образованным, культурным и духовно развитым быть хорошо. И их дети, возможно, становятся немножко выше их самих по уровню развития: и душевного, и интеллектуального.

Конечно, так случается далеко не всегда. Слишком многое зависит от того, какое значение придается деньгам в семье. Одиннадцатиклассница, которая училась в приличной, довольно дорогой школе, внезапно заявила, что последние полгода она проведет в школе районной, чтобы сэкономить деньги. "Она просто помешалась на деньгах", - говорят ее родители. Но одновременно в этой семье все разговоры сводятся к тому, чего не смогли купить, куда не смогли поехать и на что еще не хватает средств.

Получается, что богатство, так же, как и бедность, надо уметь переживать вместе с детьми. Учить их с достоинством вести себя и в той, и в другой ситуации, не боясь потерять статус или материальные блага. Вырастая в ощущении, что быть бедным - не стыдно, но быть богатым - тоже не стыдно, ребенок не будет воспринимать денежные потери как катастрофу, и в то же время не станет ждать золотого дождя с неба.


Правильный карман

Как известно, первые деньги попадают к ребенку в виде карманных. И здесь в родительских умах тоже путаница. С одной стороны, кажется, что деньги могут испортить ребенка, а с другой - с их помощью можно манипулировать, а то и откупаться от сложных воспитательных обязанностей.

В итоге карманные деньги ребенок получает нерегулярно, тратит их быстро и неразумно, потому что не уверен в следующем разе. Как считают психологи, в роли просителя ребенок усваивает не этику рынка (соблюдение договоренностей и планирование расходов), а рабскую психологию.

Детские психологи К. Дэвис и Р. Тэйлор в своей книге "Дети и деньги" приводят несколько правил выдачи карманных денег:
·                      Можно давать карманные деньги ребенку с 6-7 лет.
·                      С самого начала нужно объяснить ребенку смысл выплат и договориться о том, какие расходы они будут покрывать.
·                      Сумма должна быть разумной и увеличиваться с возрастом.
·                      Маленьким детям деньги нужно выдавать еженедельно в определенный день, а подросткам можно выдавать деньги раз в месяц.
·                      Выдача карманных денег не должна ставиться в зависимость от поведения и школьных оценок и не должна отменяться в качестве наказания.
·                      Установленная сумма денег не должна увеличиваться под предлогом того, что ребенок уже все истратил.
·                      Ребенку нужно позволить тратить свои деньги по собственному выбору.
·                      У ребенка должны быть обязанности по дому, которые он выполняет бесплатно.

Источник: Интернет

6 комментариев:

  1. Прочитала с интересом, много спорных моментов...

    ОтветитьУдалить
  2. Статья интересная, спасибо! Согласна с Ларисой Германовной - есть спорные моменты.

    ОтветитьУдалить
  3. Согласна, коллеги, вопрос о деньгах и детях сложный. Не всегда так просто в нём можно разобраться. Я, например, сыну всегда давала мелкие денежки на карманные расходы. Но он не старался их копить, а возвращал их мне до последней копеечки, чтобы у нас был один "семейный" кошелёк (мы с ним 15 лет жили вдвоём, без отца).
    Если честно, я не понимаю фразу: "Сумма должна быть разумной и увеличиваться с возрастом". То, что сумма должна быть разумной - согласна, а вот с тем, что должна увеличиваться - нет! Пусть заработает сам, если хочет больше. Мой сын подрабатывал в летние каникулы и многие мои бывшие ученики поступали так же.

    ОтветитьУдалить
  4. Порою доходит до абсурда : родители ставят условие, при выполнении которого идёт денежное вознаграждение. Считаю это совершенно недопустимым. Ребёнок должен понимать значимость учёбы, или выполнения обязанностей по дому без оплаты.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна, Клавдия! Есть такие родители, которые готовы своему чаду каждую пятёрку, полученную в школе, оплачивать.

      Удалить